Развитие жилищного строительства в Российской Федерации


Работа Международной выставки строительных и отделочных материалов RUSBUILD 2021 началась с пленарного заседания «Развитие жилищного строительства Российской федерации, в котором приняли участие руководители строительного комплекса и представители крупного строительного бизнеса России.

жилищное строительство


Ирек Файзуллин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем выступлении наметил основные направления развития строительства в РФ.

О программе «Стимул» и путях реализации механизма КРТ

По словам министра, действенной мерой поддержки жилищного строительства сегодня остается федеральная программа «Стимул». Она входит в нацпроект «Жилье и городская среда» и нацелена на стимулирование с помощью бюджетных инвестиций всех уровней строительства социальной и транспортной инфраструктуры в местах возведения жилья.

Объем ввода жилья в рамках данной программы по итогам прошлого года составил 8,1 млн кв. м, на 12,5% превысив плановый годовой показатель, отметил Файзуллин.

Он также напомнил, что по этой программе в 2020 году было профинансировано строительство 222 объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.

В текущем году в рамках «Стимула» выделяется порядка 25 млрд руб. на строительство 165 объектов в 53 субъектах РФ, уточнил глава Минстроя.

В ходе своего выступления федеральный чиновник также затронул вопрос реализации механизма комплексного развития территорий (КРТ).

жилищное строительство


Ирек Файзуллин сообщил, что в настоящее время Минстроем России подготовлены правила по нескольким направлениям деятельности в рамках КРТ, а в субъектах РФ идет подготовка необходимой нормативно-правовой базы для применения этого механизма.

При этом в Московской, Свердловской, Сахалинской и Челябинской областях необходимые нормативные акты уже разработаны, в ближайшее время в этих регионах приступят к работе, проинформировал министр.

О сервисе выдачи электронных разрешений на строительство

Представителям отрасли явно понравилось сообщение Файзуллина о том, что Минстрой намерен создать единый ресурс строительной информации, где каждый заказчик сможет открыть свой кабинет и получить разрешение на строительство, а затем и на ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде.

«Всю эту систему мы начали отрабатывать на федеральных органах власти в апреле-мае прошлого года, но, чтобы завершить ее создание, требуются определенные изменения в законодательстве», — пояснил Файзуллин.

Он сделал акцент на том, что в рамках трансформации строительной отрасли продолжается работа по сокращению административных процедур и повышению кадрового потенциала.

По словам министра, в прошлом году было принято 15 федеральных законов, предусматривающих более 70 поправок в федеральное законодательство, а с учетом подзаконных актов реализовано сто знаковых решений для упрощения работы в строительстве.

О кадровой проблеме на стройках

Файзуллин сообщил, что сегодня для российских стройплощадок необходимо найти около 1,2 млн строителей.

«К сожалению, не всех их получается заместить за счет российских граждан», — признал глава Минстроя. Он сообщил, что на базе учебных центров Госэкспертизы Минстрой создает площадки по обучению всех желающих рабочим специальностям.

Напомним, что ранее строительное ведомство не раз сетовало на то, что в связи с ограничениями на фоне пандемии в строительной отрасли России наблюдается дефицит кадров из-за нехватки трудовых мигрантов.

В связи с этим в середине января Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 марта текущего года рассмотреть вопрос упрощенного привлечения граждан из ближнего зарубежья на российские стройки.

О замене дорожающего металла композитами

Коснувшись актуального вопроса подорожания стройматериалов и особенно металлических конструкций, Ирек Файзуллин заявил, что дело идет к тому, чтобы чаще использовать при строительстве объектов композитные материалы.

«Основной рост цен произошел по металлу из-за того, что биржевые цены возросли, — напомнил министр. — Я надеюсь, что это повлечет кардинальные изменения в части применения композитных материалов», — резюмировал он.

Глава Минстрой призвал проектировщиков и строительных заказчиков «психологически себя пересилить» и перейти на альтернативные материалы, поскольку, по его словам, «стоимость арматуры из стеклопластика, композитов сегодня становится ниже, чем из металла».

Сергей Степашин, Председатель общественного совета Минстроя России, в своем приветственном слове рассказал о проделанной работе и задачах, которые предстоит решать Общественному совету совместно с Минстроем РФ в ближайшие годы.

жилищное строительство


– Строительная отрасль, пожалуй, единственная из сфер промышленности и экономики нашей страны, которая не приостановила свою работу в период пандемии. Исключение составили два субъекта РФ.

Пошедший год был очень непростым. Требовалось принимать быстрые и эффективные решения, которые позволили отрасли не снижать темпы реализации проектов «Жилье и городская среда». Несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, мы регулярно, пусть и в режиме видеоконференций, встречались и обсуждали существующие проблемы.

Свою миссию в этот период Общественный совет при Минстрое РФ видел в осуществлении постоянного мониторинга ситуации в сфере строительства, проведении общественной экспертизы соответствующих нормативно-правовых актов, организации необходимого общественного контроля.

Эти три функции мы реализовывали и продолжаем этим заниматься.

В своей работе мы опираемся на созданную нами полтора года назад Ассамблею общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Широкое представительство в Ассоциации общественников с регионов - 123 члена из 78 субъектов РФ, как говорится, «от земли», позволяет нам видеть системные проблемы на местах, доводить их в порядке обратной связи до руководства Минстроя России, а в необходимых случаях – и до Правительства страны.

В прошлом году Общественным советом приняты к рассмотрению и даны заключения по 13 проектам нормативных правовых актов и прочих регулирующих документов Минстроя России. Все они прошли серьезную экспертизу, в том числе и очень сложное обсуждение, особенно в Госдуме, закона «О комплексном развитии территории».

Прямо скажу – наше заключение по этому закону сыграло, если не определяющую, то очень важную роль в том, чтобы он прошел рассмотрение в Госдуме. Вместе с тем остаются определенные риски, связанные с обеспечением прав граждан при переселении их с определенных территорий. Сегодня Правительство РФ готовит по этому поводу необходимые нормативные документы.

В период пандемии члены Совета направили около 80 предложений в Общенациональный план действий. Очень приятно, что 50 из них были учтены Правительством РФ и Минстроем.

К сожалению, пока не получилось принять закон «Об архитектуре». Он прошел обсуждение в Общественном совете и получил положительное заключение. Далее процесс остановился на уровне аппарата Правительства. Я предлагаю главе Минстроя РФ Иреку Энваровичу Файзуллину еще раз вернуться к этому вопросу на уровне Общественного совета.

Готов при необходимости направить свое обращение и Премьер-министру России. Уже сложилась хорошая практика, когда Михаил Владимирович Мишустин оперативно реагирует, в том числе и на предложения такого рода.

Коротко остановлюсь на тех проблемах, которые сегодня видит, решает, и будет решать Общественный совет вместе с Минстроем России. В первую очередь, в поле зрения Общественного совета постоянно находится тема переселения граждан из аварийного жилья. Благодаря позиции Президента РФ была успешно выполнена прошлая программа, а ее действие продлено до 2025 г.

По решению Президента РФ, она должна быть выполнена досрочно к концу 2023 г. следует переселить 570 тыс. человек. Только в этом году в соответствии с прямым поручением Президента РФ нужно переселить около 130 тыс. человек и ликвидировать 2,34 млн кв. м жилья, непригодного для проживания.

жилищное строительство


Как председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ хочу сказать, что несмотря на существующие вызовы и ограничения, реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» идет опережающими темпами в 2019-2020 году новоселье справили свыше 136 тыс. россиян – это больше запланированного.

Кстати, в прошлом году на карте России появился первый населенный пункт, в котором не осталось ни одного аварийного дома – это город Жатай в Республике Саха (Якутия).

Причем акцент делается на том, что большую часть жилья для переселенцев из аварийного фонда, не должна происходить из вторичного рынка. Это будет жилье вновь возведенное. И здесь особенно важным является ритмичность финансирования. Уверен, что эта программа будет выполнена при условии ее ритмичного финансирования, а в этом я не сомневаюсь, с учетом складывающейся сейчас благоприятной для бюджета РФ стоимости «бочки» нефти.

Замечу, что перед нами стоит еще более грандиозная задача. В связи с тем, что в течение года Фонд не работал, и не была ясна его будущность, большая часть субъектов РФ просто скрыла количество выявленного аварийного жилья. После января 2017 г. установлено еще 500 тыс. граждан, нуждающихся в переселении. Нужно понимать, что в данном случае речь идет не просто об улучшении жилищных условий. Это возможность создания безопасных условий проживания наших граждан.

Второе – необходимо обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизни людей в условиях коммунальной инфраструктуры. Все прекрасно понимают, что эта тема является одной из самых сложных. Дело в том, что сегодня до 60% объектов коммунальной инфраструктуры в нашей стране находится в стадии разрушения, это то, что осталось еще от Советского Союза.

Задача строительства 3 млрд м2 жилья и переселения в него 5 млн граждан ежегодно, поставленная Президентом РФ, не может быть решена, если новостройки «сажать» на ветхую инфраструктуру. В связи с этим я, как председатель Общественного совета, обратился к Премьер-министру с тем, чтобы были даны соответствующие поручения. Это имеет принципиальное значение, поскольку в нацпроектах эта тема пока не отражена.

Третье – повышение энергоэффективности в строительстве и ЖКХ, на что также почти не обращается внимания. Вместе с тем, здания и сооружения уже сегодня потребляют 36% всех мировых энергетических ресурсов, а потери от существующих проблем с энергосбережением в нашей стране ежегодно составляют 300 млрд. руб. Примерно такая же сумма выделяется на переселение из аварийного жилья в течение 4 лет. Вначале этим вопросом занималось Минэнерго, затем – Минэкономики, где все и остановилось.

Четвертый пункт – развитие индивидуального жилищного строительства. В составе Общественного совета действует соответствующая комиссия. Был подготовлен ряд интересных предложений, которые уже сейчас реализуются в Белгородской, Пензенской и Липецкой областях.

Должен отметить, что применительно к сельскому жилью есть одна серьезная проблема. В частности, 39% сельского жилищного фонда не имеет водопровода, 50% –канализации и это в XXI в. При этом мы раздаем гектары земли на Дальнем Востоке. Кто там будет жить, и как обустраивать эти территории? Считаю, что эта тема должна стать одной из приоритетных в деятельности министерств.

Важнейшая сфера ответственности Минстроя РФ и нашего Общественного совета – мониторинг системы капитального ремонта. Наилучших результатов удалось достичь в части замены лифтов. В структуре Общественного совета несколько лет эффективно действовала комиссия по ускоренному обновлению лифтового оборудования. Сейчас Правительство выделило Фонду 750 млн. руб. для того, чтобы приступить к реализации плановой программы замены лифтов.

Вместе с тем есть проблема, по сей день не решенная. Это капитальный ремонт объектов культурного наследия, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Все понимают, что формальное отношение к ремонту таких зданий и сооружений недопустимо, а материальные и финансовые затраты очень большие. В свое время мы направили письмо в адрес уже бывшего председателя Правительства, Дмитрия Анатольевича Медведева. Им были даны соответствующие поручения, но они так и живут своей жизнью.

В настоящее время Общественный совет ведет системную работу по профориентации и повышению престижа строительной профессии. Все, кто сегодня представляет строительную отрасль, знают: нехватка кадров – одна из самых главных проблем.

Этот дефицит, связанный с прекращением миграционного потока, оценивается примерно в 300 тыс. человек. При этом все понимают, что только за счет трудовых мигрантов стабилизировать ситуацию с кадрами нельзя. Мы ничего не построим без своих, российских строителей. Эта тема также должна обсуждаться представителями профессионального сообщества на всех площадках.

Абсолютно убежден, что только совместными усилиями мы сможем сделать то, в чем нуждаются наши граждане.


Источник информации: https://ardexpert.ru
Размещено: 18 марта
Просмотров: 212